Северо-западный Иран умудрялся сохранять свое существование на протяжении многих веков, несмотря на нашествия арабских племен, монголов, сефевидов и османов. Что удивительно, район не только мужественно выстоял, но и спас архитектурные культурные постройки.
Сегодня его населяют преимущественно азербайджанцы с этническими группами людей, которые в основном представлены мусульманами-шиитами, говорящими на тюркском языке.
Тебриз, столица Северо-Западной иранской провинции Восточный Азербайджан, является четвертым по величине городом страны. В нем живут почти два миллиона человек. История его восходит еще к железному веку. В то время поселение было крупным коммерческим центром Шелкового пути, связывающего Китай с Европой. А сейчас мы поговорим о наиболее интересных местах этого региона.
Голубая мечеть
Даже после того, как сооружение Голубой мечети в Тебризе было завершено в 1456 году, внутренние работы длились еще более 25 лет. мастера кропотливо украшали интерьер и экстерьер голубой майоликой и каллиграфией.
Однако землетрясение, случившееся в 1773 году, в мгновение ока превратило всю работу в руины. В таком плачевном состоянии она простояла около 200 лет. Город обратил на нее внимание и решил произвести реконструкцию только в 1973-м. Сам каркас уже отремонтирован и возведен заново, а вот внутреннее убранство ремесленники еще не завершили.
Самый большой в мире крытый рынок
Базар в Тебризе является крупнейшим в мире крытым рынком. Этому определению в полной мере соответствуют 5,5 километров коридоров и торговых пространств. Кроме того, он еще является и одним из старейших на Ближнем Востоке.
Очень легко заблудиться, прогуливаясь по этим извилистым кирпичным улочкам и переулкам, наполненными золотом, коврами, сухофруктами и обувью, которые уютно разместились под створчатыми потолками. Не обошел своим вниманием столь интересный рынок и Марко Поло, неожиданно появившийся там, в конце XIII века.
В 2010 году Исторический базарный комплекс был внесен в список Всемирного наследия Юнеско.
Продавцы ковров
Тебризские ковры ценятся больше, чем золото. Стоят они тоже значительно дороже, чем драгоценный металл. На улочке с антикварными коврами вы почувствуете себя блуждающими по лабиринтам истории. В самом центре пересечения таких коридорчиков лежат аккуратно сложенные изделия, демонстрирующие высокое качество, которое заключается в сложности плетения, глубине цвета и числе узлов.
Как несколько столетий назад дилеры и поставщики говорят здесь вполголоса и заключают договоры за чаепитием и раскуриванием кальяна.
Деревня в скалах
Кандован или, как ее еще называют, Иранская Каппадокия разместилась в 45 километрах к юго-западу от Тебриза. Каменные столбы (жилища) построены из древних вулканических отложений золы, найденных на горе Саханд. Своеобразные дома появились в XIII веке. К ним устремился народ с близлежащих деревень, чтобы укрыться от монголов.
Потомки первых жителей до сих пор живут в этом месте. Конечно, «здания» немного обновились и модернизировались под человеческие нужды. Конструкции усилены деревом, кирпичом и бетоном, оснащены электричеством, телевизорами и другими современными удобствами. Тем не менее, основной вид транспорта остался неизменным. Ослы все так же, как и сотни лет назад доставляют товары (строительные материалы и рис) от главных дорог к домам, высеченных в горах.
Дорога от Тебриза до города Джульфа
240 километров разделяют иранский Тебриз от армянского Джульфа – бывшего поселения народа этой национальности. Только за пределами города можно увидеть, как четко вырезает естественную границу река Арас между Ираном и Азербайджаном. Вдоль спокойных вод сиротливо стоят несколько разрушенных армянских церквей, которые ранее купались в своем величии.
Шах Аббас в XVII веке насильно переселил более чем 150 тысяч армян в Исфахан, южный иранский город, который и сделал столицей страны. Чтобы разбить новое селение ему потребовались три основных навыка своего народа: труд, торговля и артистизм.
Древний армянский монастырь
Армянский монастырский комплекс Святой Степанос стоит в каньоне в 1,5 километров к югу от границы Азербайджана и в 20 километрах к западу от Джульфа. Сегодняшний вид структура приобрела в XIII – XIV веках. А по легенде первый храм на этом месте был основан Святым Варфоломеем около 62 года нашей эры.
Как и многие культовые сооружение, он был разрушен в результате землетрясения и перестроен уже в XVII веке. Монастырь является главным пунктом паломнического пути армян.