Магадан – это не только богатая золотом земля, но и земля, которая насквозь пропитана кровью, потом и горькими слезами тысячи людей. Магаданская область, или попросту «Колыма», является символом репрессий и жесткой системы лагерей в СССР.
Все жертвы того времени нашли увековечение в монументе «Маска Скорби» на Крутой сопке. Средства на творение выделили Российское правительство и Магаданская область. Пожертвования поступали и из ряда городов: из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тамбова, Самары и Москвы.
Занялись проектом Эрнст Неизвестный и Камиль Казаев. В паре скульптор и архитектор создали нечто большее, чем памятник погибшим, они вложили жуткие воспоминания и скорбь по родным.
У гениального союза родилась идея создания огромного плачущего лица из железобетона. Слезы из одного глаза сделали в виде печальных страдающих масок. Вместо другого глаза окно с решеткой. Над ним находится колокол, который в ветреную погоду издает протяжный тоскующий звон, больше похожий на вой терзаний и мучений.
С обратной стороны расположен крест с распятым на нем обезглавленным мужчиной, а к его ногам припала скорбящая женщина. Бронзовые скульптуры угнетают и наводят на мрачные мысли.
Сама же гигантская маска вырастает из гранитных глыб, а дорожка, ведущая к монументу, оформлена серыми камнями с высеченными на них религиозными символами. Рядом бетонные блоки, на которых можно прочитать названия самых ужасных лагерей. Они больше походят на могильные плиты. Если пройти ниже, то появится и смотровая площадка, с которой виден Магадан и окрестности.
Но самая впечатляющая часть, это путешествие внутрь лица. Пройдя по узенькой лестнице, можно оказаться в помещении, разделенным на две комнатки. Одна из них камера-одиночка, сделанная по образцу того времени: темная и ободранная. В ней нары, стол с керосинкой, а на гвозде рваный бушлат. В другой каморке воссоздан забой с отколотыми камнями, киркой и другими инструментами.
Находясь в этих комнатушках, как нельзя представляется лагерный быт. Такое ужасающее зрелище не забудется никогда.
Отдельно нужно сказать о местоположении монумента. Его создатели не зря выбрали главенствующее место над гаражами, складами и заброшенными домами. Поднимаясь по пыльной дороге к маске, человек невольно почувствует себя заключенным, а эти сооружения будут выступать в роли подгоняющего конвоя.