Два десятилетия назад более чем 40 миллионов человек собралось, чтобы увидеть удивительные здания на окраине испанского города Севилья. Сегодня удивительные сооружения по-прежнему находятся там. Но они никому не нужны.
Созданные ведущими архитекторами мира здания были введены в эксплуатацию для Всемирной Выставки в Севилье (более известной как Экспо 92), чтобы отпраздновать эпоху современности и предложить проекты будущего.
Они должны были носить временный характер, после чего подлежали сносу сразу после Всемирной Выставки. Но этого не произошло.
Сегодня многие из зданий все еще стоят, как красивые и причудливые отголоски золотой эры в архитектуре и политической истории.
Теперь они представляют собой парк науки и образования, а также являются символом надежды для страны, которая пытается встать на ноги после экономического коллапса. Или, как жители Севильи видят это: реликвии событий, которые обременили город долгами на долгие годы.
Тем не менее, толпы туристов стекаются в Севилью, чтобы увидеть своими глазами эти достопримечательности — Арена, древний Собор и Дворец Реал Алькасар — они изредка проглядываются через широкий канал, который отделяет город от выставочного центра на острове Картуха.
Научная фантастика
Не только на сайте Instagram по вечерам и в выходные дни можно любоваться пост-апокалиптическими, научно-фантастическими пейзажами, практически полностью заброшенными, но полными истории.
«Где еще в мире вы сможете найти такое количество ценных примеров архитектуры этого периода?» — спрашивает Энджел Арамбуру, который, как президент Ассоциации Наследия Всемирной Выставки в Севилье, ведет кампанию, посвященную укреплению и сохранению оставшихся зданий.
Его фирма время от времени ведет экскурсии, погружая посетителей в увлекательный водоворот сплетен и интриг, которые кроются за сооружениями.
Арамбуру, которому было всего 12 лет, когда возводился Экспо — в период с апреля по октябрь 1992 года — мечтал организовать турфирму для привлечения большего количества людей, чтобы те увидели здания, которые он так любит.
Его юношеские переживания по поводу этого места и его сокровищ переросли в горящий энтузиазм: «Когда я был ребенком, я жил недалеко от Экспо, поэтому когда он открылся, я увидел множество вещей впервые». Можете ли вы себе представить, на что это было похоже? До этого я никогда не видел никого из Китая, Японии или любой африканской страны. Так много вещей шокируют и удивляют, что испытав подобное чувство, вы больше не захотите ничего в мире».
Башня Европы
Аллея Европы это длинная и широкая площадь, заполненная апельсиновыми деревьями и странными конусообразными сооружениями.
В центе стоит башня Европы, разноцветный обелиск с флагами 12 стран, которые через год после окончания выставки соберутся вместе, чтобы объединиться в Европейский Союз.
Это гордый символ эпохи оптимизма и сотрудничества в Европе — на континенте, который 23 года спустя изо всех сил пытается воплотить в жизнь свои первоначальные идеалы единства.
Павильон Франции
Французский павильон — это гигантский купол, покрывающий огромную стену из зеркального стекла, которое в 1992 году отображало особенности испанского строительства.
«В 1992 году так много всего было в Испании», — говорит Арамбуру. — «Мадрид был назван культурной столицей Европы, мы провели Олимпиаду и Всемирную Выставку. В 1992 году каждая страна в Европе хотела быть похожей на Испанию, вот почему Франция решила построить что-то походящее на павильон Испании. Сейчас, когда вы знаете об экономических проблемах, стоящих перед Испанией, в это трудно поверить».
Павильон Венгрии
Любимым зданием Арамбуру является странное, выпуклой формы строение, одна из частей которого это церковь, другая часть — сова, третья часть — политический символ, еще одна часть — кит.
Спроектировал его архитектор из Будапешта Имре Маковец, представитель органической архитектуры. Венгерский павильон считается одним из его шедевров и бросается в глаза на фоне соседних строений из бетона, стекла и металла. Это деревянное здание с настоящим деревом, корни которого встроены в стекла. С элементами шаманской символики, а также шпилями, которые представляют собой все основные религии.
Внешняя сторона фасада с гигантскими масками животных, по мнению Арамбуру, считалась преднамеренным оскорблением Ватикана, павильон которого стоял по соседству. Другая сторона была белой и означала дружеский жест в сторону Австрии и Запада, в сторону которого на тот момент смотрела пост-коммунистическая Венгрия.
В настоящий момент, странное сооружение числится в списке охраняемых, выставлено на продажу с запрашиваемой ценой в 1,1 млн. долларов. Выставочная группа надеется, что в скором времени найдется арендатор, который обеспечит его сохранность.
Павильон Чили
Еще одно деревянное строение, которое выставлено на продажу. Чилийский павильон также рассказывает историю из политического прошлого. В 1992 году Чили только что вышла из долгих лет диктатуры и хотела проявить себя в качестве современного и надежного демократического государства. И для Всемирной Выставки, говорит Амбруру, они построили волшебный театр — разрезали цельный айсберг, сорвав его замерзание в южном океане, и транспортировали его в обжигающе теплую Севилью, где собрали в прохладном павильоне.
Павильон Кувейта
В 1992 году еще одним государством, нуждающемся в представлении на мировой арене, был Кувейт, который двумя годами ранее был захвачен иракскими войсками при Саддаме Хусейне.
Результатом стало эффектное сооружение, консольная крыша которого могла разворачиваться, подобно переплетающимся пальцам рук.
Крыша больше не двигается, но те, кто посмотрят видеоклип Стинга на песню «Когда мы танцуем», смогут увидеть его в действии.
Павильон Мексики
Строго модернистский Мексиканский павильон отражал структурный стиль пирамид ацтеков, при этом имеющий визуальный каламбур в форме гигантской буквы Х. Арамбуру говорит, что символ Х отражает позицию страны — «скрещение культур». Модель города ацтеков была построена на крыше — ее можно было наблюдать с дороги.
Монастырь Ла Картуха
Одной из целей Севильи, как хозяйки Всемирной Выставки, стала выгода, которая извлекалась из исторического факта — 500-я годовщина со дня путешествия Христофора Колумба, открывшего Новый Мир. До своего отъезда Колумб получил благословение в монастыре Ла Картуха, где в последствии были похоронены его останки.
Несколько столетий монастырь использовался в качестве керамической фабрики, которая, в конечном итоге, пришла в упадок и была заброшена. Всемирная Выставка 1992 года стала поводом восстановления здания в его былой славе. Его территория была использована для приветствия мировых лидеров, участвующих во Всемирной Выставке, и стала витриной, демонстрирующей современные произведения искусства. Сегодня он принимает Центр современного искусства Андалусии — музей современного искусства с сюрреалистическим экстерьером.